» » Формирование патриотического сознания в современной казахстанской школе

Формирование патриотического сознания в современной казахстанской школе

Кизкенова Газиза Ануарбековна

КГУ «Средняя школа № 3города Атбасар отдела образования Атбасарского района»
учитель истории, ОГП высшей категории

 «Счастливую и великую Родину любить – не великая вещь.
Мы ее должны любить именно тогда, когда она слаба, мала, унижена».

                                                                                          Василий Розанов (1919)
       Понятие «патриотизм» не является статичным, застывшим. Оно находится в состоянии постоянного исторического изменения, развития, обогащения в связи с изменениями в социальной действительности. Наверное, никогда в Казахстане, за всю его историю, слово «патриотизм» не было столь многозначным по смыслу, как в настоящее время. Однако для большинства казахстанцев оно полностью сохранило свое первоначальное значение. Это чувство гордости за свое Отечество, за его историю, свершения. Это стремление сделать свою страну краше, счастливее, богаче…
     Утратив чувство патриотизма, связанное с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие дела.
     Поэтому нам, гражданам многонациональной и межконфессиональной страны, необходимо думать о будущем, заботиться о настоящем и, несомненно, помнить о прошлом… и тогда историческая память, рассказывающая о подвигах предков, послужит связующим звеном в цепи поколений.
      Современное развитие Казахстана показывает, что идеи патриотизма востребованы и вносят неоценимый вклад в обеспечение национальной безопасности, духовно-нравственного единства общества, сплочения народа. А потому работа школы должна быть направлена на совершенствование системы патриотического воспитания, на формирование у граждан    высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению своих конституционных обязанностей.
    Политические словари трактуют термин «патриот» как нравственный и политический принцип, любовь к Отечеству, преданность ему, стремление служить его интересам.
     Исторически патриотизм складывается из чувства кровной связи между людьми, естественной привязанности к родной земле, родному языку, культуре, становясь мощным фактором сплочения и развития общества. В нем закреплялись и передавались от поколения чувство преданности своему Отечеству, идея долга перед своим народом, стремление всячески содействовать его счастью и процветанию, готовность защищать родину от посягательств извне.
     Содержание патриотизма зависит от конкретно-исторических условий жизни общества, его социального и классового содержания, политики государства, целей и задач, стоящих перед ними. В нашей стране патриотизм нашел свое выражение в деятельной гражданской позиции: в любви и преданности своему Отечеству, в создании экономической и оборонной мощи, укрепления самостоятельности государства, в готовности защищать его от врагов. 
      Нельзя не заметить, на сколько за последние два десятилетия изменилась не только наша страна, но и весь мир. Сегодняшний этап развития казахстанского общества принято называть переходным, он характеризуется размыванием нравственных правовых норм, утратой прежних устойчивых ценностных установок в результате смены систем ценностей, ростом социальных патологий. Сегодня мы живем в стране растоптанных идеалов, на смену которым новые идеалы приходят с большим трудом. 
        Когда мы стали более открытым обществом, и на первых порах, радостно согласились, что не нужна нам государственная идеология и ее пропаганда. Само понятие «патриотизм» в иных случаях использовалось в ироническом или даже ругательном смысле.
        В результате родилось поколение, которое не знает, кто такие А. Молдагулова и М.Маметова,  генерал Панфилов, не знают  кому адресовано стихотворение Джамбула «Ленинградцы – дети мои…» 
      К счастью, сегодня ситуация начинает меняться. В обществе все более широко осознается пагубность для будущего Казахстана, нравственной деградации и утраты чувства патриотизма. Слова «патриот», «любовь к Родине» вновь обретают свое высокое значение.
     Ситуация развития современного общества Казахстана на данный момент создаёт хорошие предпосылки для формирования активной гражданской позиции молодого поколения. Здесь важно, чтобы произошло принятие подростками нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей и убеждений.
          Молодой гражданин Казахстана, по мнению Главы государства, должен быть образованным, открытым мировым инновациям и в то же время не забывающим о своих корнях, традициях, обо всем лучшем, что отличает жителей именно нашей страны. Молодежь должна остаться носителем своей родной культуры, ее нужно обогащать, но не обезличивать. В руках молодых — будущее общества. Ведь они будущие хозяева нашей Родины. И, думая о ней, считает Нурсултан Абишевич Назарбаев, нужно делать все для того, чтобы сегодня в молодежной среде не было места национализму, социальному нигилизму, пьянству, наркотикам и, главное, равнодушия по отношению к людям, обществу и государству.
        Помимо личных устремлений человека нужны общечеловеческие ценности и одним из них является чувство патриотизма. Именно восприятие патриотизма, толерантности и национального согласия противостоит таким понятиям как падение нравственности, «потеря поколения», чувству иждивенчества и направлено против социального безразличия, роста преступности и наркомании, поэтому основу воспитания гражданина Республики Казахстан составляет казахстанский патриотизм и национальное согласие.
     Поэтому, сейчас необходимость четкой, скоординированной государственной политики в области патриотического воспитания возросла настолько, что просто игнорировать эту проблему не представляется возможным.
   И отрадно отметить, что в 2012 году  в нашей стране впервые был утверждён Типовой комплексный  план  по усилению воспитательного компонента процесса обучения.    Цель которого – усиление воспитательного компонента всего процесса обучения с акцентом на духовно-нравственное формирование личности как гражданина и патриота Казахстана. Одним из ожидаемых результатов плана является формирование казахстанского патриотизма и гражданского самосознания.
    Особенность современного патриотического воспитания состоит в том, что растет значение регионального и местного компонентов. Выражается это в составлении   (городских, районных, школьных и т.д.) программ, в которых может быть отражена специфика патриотического воспитания в семье, школе, организациях и общественных объединениях данной местности. Все программы должны основываться на началах научности, демократизма, приоритетности и культурного наследия  Казахстана, ее духовных ценностей и традиций, системности и преемственности в воспитании, ее направленности на развитие личности гражданина и патриота.
      В средней школе №3 города Атбасар Акмолинской области  реализация данного  Типового комплексного плана осуществляется через кадетское движение.
     Главной целью организации и реализации учебно-воспитательного процесса в социально-педагогическом пространстве кадетского класса является формирование личности,  образованной и воспитанной на принципах гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование  профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности.
  
Патриотизм – это чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Он является нравственной категорией, неотъемлемой от индивидуальных и гражданских качеств личности.
     На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика, выражающаяся в мировоззрении человека, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
    Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма.
    Вторая ступень идёт через воспитание любви к Малой Родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства Малой Родины нет и большого патриотизма.
    Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям.
     Наши национальные ценности велики, они достойны гордости и уважения. У нас есть имена и идеалы, зовущий свет которых никогда не погаснет. Есть примеры несравненной доблести и отваги, стойкости духа и неодолимой любви к Отечеству.  Аблайхан, Абай Кунанбаев  и Ыбрай Алтынсарин, Ильяс Есенберлин и Мухтар Ауэзов,  Т.Мусабаев, М. Жумабаев  и С.Омаров, Г.Кастеев ,  панфиловцы, «чернобыльцы»… Этот список можно продолжать очень долго.
     Во все времена у Казахстана были герои. Но героями не рождаются, героями становятся. Героев воспитывают. 
      Сущность любви к Родине определил когда-то очень хорошо М.Е. Салтыков-Щедрин: "Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать - сделал из тебя существо, способное жить...".
      Что больше нужно нашей стране? Больше всего ей нужна наша любовь. Без глубокого чувства любви к своей стране, подлинного патриотизма нет настоящего гражданина, настоящего человека.
02 желтоксан 2017 ж.8560

Ұқсас жаңалықтар: